Маркировка на продуктах: о чем и как предупреждать покупателя
23 декабря 2022
На этикетках продуктов питания мы всегда видим состав, но даже владея этой информацией, мы не всегда можем понять, полезная перед нами еда или нет. Проект "20 идей для развития России" и его автор Дмитрий Давыдов поделились видением, как сделать информативную и понятную маркировку.
Почему это важно?
ВОЗ сообщает, что в 2022 году на Земле живет более 1 миллиарда человек, страдающих ожирением, при чем 39 миллионов из них - дети. Пять лет назад в России страдало из избыточного веса 1,9 миллионов человек. Кроме того, ВОЗ отмечает, что избыточный вес среди прочего способствует развитию заболеваний сердца, сосудов и опорно-двигательной системы, поэтому одна из важнейших задач на сегодня - помочь людям питаться более правильно. Проект «20 идей по развитию России», утверждает, что этого можно достичь изменив подход к маркировке еды.
Итак, еще в 2016 году Всемирная ассамблея здравоохранения высоко оценила доклад комиссии по ликвидации детского ожирения. Этот доклад, среду прочего, содержал предложение по созданию программ, которые бы продвигали потребление здоровой еды и снижали потребление вредной. «Информация по вопросам питания может вводить в заблуждение и быть малопонятной для многих. Поскольку люди и семьи сами определяют свой рацион, необходимо предоставить населению возможность делать более правильный выбор в отношении того, что есть и чем кормить детей», — говорится в докладе.
Почему существующие этикетки на продуктах не помогают?
При этом бывает сложно сделать правильный выбор, а 29% населения вообще не старается разобраться в информации о здоровом питании (по итогам исследования Росстата, 2018 г.). Чтобы разобраться в информации на этикетке, нужны специальные знания в области химии и диетологии. Немудрено, что в среднем 22,1% россиян в возрасте от 15 до 24 лет считают, что чтение этикеток занимает слишком много времени; 10,1% людей в возрасте от 25 до 64 лет не верят этикеткам; 15,9% людей старше 65 лет вообще не понимают значение информации на упаковке.Про сахар в еде
Наглядный пример - количество потребляемого добавленного сахара (сахара и сиропы, которые добавляют в продукты по время их обработки). ВОЗ: доля добавленного сахара не должна превышать 10% от калорийности суточного рациона человека. То есть нормы потребления сахара выглядят так: взрослый - 30 г (1,5 чайных ложки), ребенок 7-10 лет - 24 г, ребенок 4-6 лет - 19 г. При этом в 0,33 л газировки - около 40 г добавленного сахара, а это превышает норму даже для взрослого человека, не говоря уже о детях. Что сложного в том, чтобы подсчитать, сколько сахара в том или ином продукте? Для обозначения добавленного сахара очень много терминов. Декстроза, нектар агавы, левулоза, инвертный сироп, цуканат, мальтодекстрин - только небольшая часть этих слов. Еще один очевидный выход из ситуации - контролировать потребление сладких продуктов, но и тут не все так просто. Избыточное количество сахара можно получить и из совсем не сладких продуктов. Например, в столовой ложке кетчупа - чайная ложка сахара. Вообще, 75% того, что продается в магазине, содержит добавленный сахар.Маркировка в помощь
Обновленная маркировка продукции - то, что должно помочь покупателям быстро делать здоровый выбор в магазине. Одна из рекомендаций ВОЗ по борьбе с избыточным весом населения - внедрение маркировки на лицевой стороне продуктов. Это должно быть однозначное, понятное и заметное предупреждение о высоком содержании вредных компонентов - сахара или насыщенных жиров, например.
Опыт других стран
Во Франции, Германии, Испании, Бельгии, Швейцарии и нескольких других европейских странах работает система Nutri-Score («Нутрискор»). Она представляет собой знак из пяти латинских букв на разном фоне. Буква А на зеленом означает выбор для правильного питания, буква Е на красном — не лучший вариант для покупки. Есть и промежуточные варианты под буквами B, C и D на салатовом, желтом и оранжевом фоне соответственно. В Мексике на продуктах вы увидите черные стоп-сигналы - "Избыток соли" или "Избыток сахара", а в Австралии и Новой Зеландии на упаковке есть звездочки. В Чили в 2016 году производители еды стали ставить на свои товары маркировку о содержании вредных веществ - это черные многоугольники, от 1 до 4 штук в зависимости от того насколько вреден продукт. Так же в этой стране запрещена продажа вредной еды в школах и детских садах, а детям до 14 лет нельзя рекламировать продукты, на этикетке которых есть хотя бы одна черная маркировка. В некоторых странах в рекламе вредной еды запрещено использовать персонажей, которых любят дети, а так же нельзя сниматься спортсменам и знаменитостям."Светофор" в России
Эта система маркировки введена еще в 2018 году. Роспотребнадзор лишь предложил ее, она является добровольной, поэтому многие производители не наносят ее на этикетку. Кроме того, 57% населения даже не знают о существовании этой маркировки.Какая маркировка поможет?
Автор проекта "20 идей по развитию России" утверждает, что маркировка должна быть обязательной, установленной законом, касающимся всех производителей продуктов. Предупреждение должно быть крупным, находиться на лицевой стороне. Тогда покупатели смогут делать выбор не только на основании цены, но и понятной, читаемой информации о содержании вредных веществ, а это поможет в борьбе с излишним весом и сопутствующими заболеваниями. Кроме того, продукты с такими знаками на этикетке должны быть запрещены к реализации в детских учреждениях, а рекламу их нужно ограничить. Должен быть введен запрет, например, на конкурсы, стимулирующие совершать больше покупок - такие как акции по сбору крышек от газировки для получения приза.Если закрепить эти меры на законодательном уровне, покупатели станут более информированы, а производителям будет выгоднее изготавливать здоровую еду. Главным результатом станет улучшение здоровья людей и сокращение смертности от сопутствующих избыточному весу заболеваний.
Оригинал статьи, вышедшей на сайте РБК
Сайт проекта "20 идей для развития России"